Своими силами

Об истории оборонной промышленности Комсомольска-на-Амуре в годы Великой Отечественной войны рассказал Сергей Богданов, ведущий археограф Государственного архива Хабаровского края.



В годы Великой Отечественной войны Комсомольск-на-Амуре, несмотря на ряд проблем, связанных с организацией производства, нехваткой оборудования и недостатком высококвалифицированных специалистов, благодаря героическому труду его жителей стал одним из главных центров оборонной промышленности Дальнего Востока.


Самоотверженный труд комсомольчан в тылу внес значительный вклад в достижение Победы в Великой Отечественной войне.


20 мая 2021 года за значительный вклад жителей города в достижение Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, обеспечение бесперебойного производства военной и гражданской продукции на промышленных предприятиях, проявленные при этом массовый трудовой героизм и самоотверженность Комсомольску-на-Амуре Указом Президента РФ В.В. Путина было присвоено почетное звание «Город трудовой доблести».


Когда началась Великая Отечественная война, Комсомольску-на-Амуре было менее 10 лет. Однако, несмотря на столь юный возраст, город был готов вступить в борьбу с врагом на трудовом фронте. Его предприятия отправляли на фронт снаряды и боевую технику, нефтепродукты и металл. Неимоверные человеческие усилия были затрачены комсомольчанами для того, чтобы постоянно рос выпуск так необходимой для сражающейся Красной армии военной продукции.


Два главных завода


Основанный в 1932 году Комсомольск-на-Амуре изначально задумывался руководством СССР как крупный промышленный центр с приоритетом оборонных предприятий. Здесь планировалось создать комплекс заводов, обеспечивающих для нужд армии и флота производство боевой авиации, подводных и надводных кораблей, бронетехники, корабельной и береговой артиллерии, широкой номенклатуры боеприпасов, горюче-смазочных материалов.


К лету 1941 года полностью воплотить данные планы не удалось. Значительную часть предприятий (металлургический, аккумуляторный, ремонтно-механический, нефтеперерабатывающий, сернокислотный заводы) пришлось достраивать и вводить в эксплуатацию непосредственно в годы войны.


В 1941 году перед промышленностью Комсомольска-на-Амуре встала задача резко поднять производство продукции для фронта. У станков и верстаков вместо призванных в ряды Красной армии мужчин стояли женщины, девушки и подростки, лишь недавно пришедшие на производство. Комсомольчане, еще вчера не видевшие заводского оборудования, работали напряженно, на скудном пайке, порой не уходя из цехов по несколько суток.


В фондах Государственного архива Хабаровского края содержится комплекс документов о деятельности промышленных предприятий Комсомольска-на-Амуре и трудовом героизме комсомольчан в годы Великой Отечественной войны.


Крупнейшими предприятиями оборонной промышленности Комсомольска-на-Амуре в годы войны стали авиационный завод №126 Народного комиссариата авиационной промышленности и судостроительный завод №199 Народного комиссариата судостроительной промышленности.


Авиационный завод №126 в годы Великой Отечественной войны являлся крупнейшим предприятием авиационной промышленности на территории Дальнего Востока. Первый самолет на предприятии был выпущен в 1936 году. В военные годы на заводе выпускались получившие большую известность дальние бомбардировщики Ил-4 (ДБ-3). Именно на этих самолетах в ночь с 7 на 8 августа 1941 года советская авиация осуществила первый воздушный налет на столицу фашистской Германии – Берлин.


Авиастроители


С первых дней войны на предприятии была осуществлена перестройка работы на военный лад. На заводе значительно увеличились производственные мощности, была проведена большая работа по освобождению от дальнепривозного сырья и по режиму экономии топлива, электроэнергии и материалов. Важным шагом стало внедрение поточно-стендовой сборки в агрегатно-сборочных цехах и цехе окончательной сборки.


Своими силами завод изготовил 28 универсальных токарно-винторезных станков, паровоздушный штамповочный молот, построил шахтную закалочную печь. Для покрытия потребности в изделиях из сплавов цветных металлов на заводе путем переплавки отходов было организовано производство дюралевых профилей и труб.


Авиастроители внесли значительный вклад в Победу. В 1941–1945 годах в результате предпринятых мер по увеличению производственных мощностей предприятие смогло выпустить 2,7 тыс. самолетов Ил-4 (ДБ-3). 18 июля 1942 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение заданий по выпуску боевых самолетов авиационный завод №126 первым на Дальнем Востоке был награжден орденом Ленина.


Судостроители


Ведущим предприятием Дальнего Востока в системе судостроительной промышленности являлся судостроительный завод №199 Комсомольска-на-Амуре. Его деятельность в качестве судосборочной верфи началась в 1935 году.


К 1941 году в состав предприятия входили два основных цеха – корпусной и монтажный. Корабли собирались из поставляемых с запада страны секций и деталей. С цехов завода на воду до войны были спущены две подводные лодки, два лидера и один миноносец.


Предприятие представляло собой судосборочную верфь, зависимую от поставок из европейской части страны. Для недостроенного завода, оторванного на тысячи километров от центров судостроения страны, положение осложнялось недостатком квалифицированных судостроителей, отсутствием необходимых запасов и инструментов.


В годы войны значимость предприятия существенно возросла из-за усиления производственных мощностей и потерь судостроительных заводов вследствие военных действий в европейской части страны. Директор завода №199 Я.С. Сатановский в справке о работе предприятия в годы Великой Отечественной войны, направленной 26 августа 1944 года в Народный комиссариат оборонной промышленности, отмечал, что в первые же месяцы войны завод перестроил свою работу. Из судосборочной верфи предприятие было переоборудовано в комплексный судостроительный завод, который мог своими силами самостоятельно производить корпуса, механизмы и арматуру боевых кораблей.


С 22 июня 1941 по август 1944 года на заводе было построено семь новых цехов: главный механический, арматурный, инструментальный, мебельно-жестяницкий, крепежный, карбидный и цех сборки судовых элеваторов и постов.


На предприятии был освоен выпуск новых инструментов, жидкого стекла, углеродистой инструментальной стали. Завод собственными силами изготавливал необходимые для строительства кораблей гребные валы и винты, якоря, электрогидравлические и электрические ручные машины, элеваторы для подачи снарядов.


Во-многом благодаря собственному производству судовых механизмов и агрегатов завод №199 смог организовать строительство и ремонт кораблей различных классов. Значительным достижением комсомольских кораблестроителей стала постройка крейсеров «Калинин» и «Лазарь Каганович». Спущенные на воду корабли своим ходом дошли до Владивостока, где после проведения испытаний были приняты в состав Тихоокеанского флота.



К началу 1945 года завод №199 сдал Тихоокеанскому флоту и Амурской флотилии два лидера проекта №38, шесть эсминцев проекта №7, один сторожевик проекта №29, две подводные лодки типа «Щ». Корпуса всех заложенных и выпущенных за годы войны судов делались на заводе.


На предприятии в годы войны был произведен капитальный и гарантийный ремонт более чем 20 подводных лодок типов «Щ» и «М».


Первый секретарь Хабаровского крайкома ВКП(б) Г.А. Борков 5 сентября 1944 года в письме, направленном председателю Государственного комитета обороны И.В. Сталину, о представлении завода к награде также отмечал, что «кроме программы военного судостроения, завод произвел капитальный ремонт 13 действующих подлодок, а также текущий, средний и гарантийный ремонты двух лидеров, пяти эскадренных миноносцев и 11 подводных лодок».


В 1945 году на судостроительном заводе №199 было построено два речных дизель-электрических парома. Благодаря этим судам удалось обеспечить переправу красноармейских частей через р. Амур и их последующую переброску по железной дороге в Советскую Гавань во время войны с Японией в августе – сентябре 1945 года.


Заводом в годы войны также было освоено производство авиационных бомб АО-10, ФАБ-100, ФАБ-250 и артиллерийских снарядов ОФ-76. Завод оказывал помощь вновь построенным предприятиям края в изготовлении оборудования и деталей.


Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1945 года за успешное выполнение заданий Государственного комитета по строительству кораблей и за проявленную техническую инициативу в освоении новых изделий завод №199 был награжден орденом Трудового Красного Знамени. 398 рабочих, инженерно-технических работников и служащих завода награждены орденами и медалями.


Первая очередь «Амурстали»


Для производства боеприпасов, изготовления военной техники и оборудования предприятиям Дальнего Востока требовалось большое количество стали. К сооружению металлургического завода «Амурсталь» приступили еще до войны, в 1936 году. Пуск первой очереди предприятия был запланирован на 1943 год, но к июню 1941-го были построены лишь каркасы мартеновского и прокатного цехов.


В связи с началом Великой Отечественной войны работы по его возведению были ускорены. 15 февраля 1942 года была пущена первая очередь дальневосточного металлургического завода «Амурсталь» в составе двух мартеновских 130-тонных печей, среднелистового и тонколистового прокатных станов.


По решению комсомольского собрания стройки завода первую летку (отверстие в металлургической плавильной печи для выпуска расплавленного металла) было поручено пробить бригадирам фронтовых бригад Валентине Демениной, Ивану Чопорову, Ивану Эккерту и Ивану Рохлину.


На 1 ноября 1943 года завод выплавил 74 447 тонн стали и выработал 54 910 тонн среднего и тонкого листа проката.


Работа предприятия с начала функционирования была направлена на освоение его производственных мощностей и максимальное уменьшение потребления привозного сырья и материалов за счет освоения их добычи и переработки в пределах дальневосточного региона.


В справке о работе предприятий машиностроения и металлургии Хабаровского края в годы войны, направленной секретарю Хабаровского крайкома ВКП(б) Г.А. Боркову, отмечалось, что к концу 1944 года заводом было выплавлено 156 300 тонн стали и прокатано 109 500 тонн среднего и тонкого листа. К этому же времени была налажена разработка и добыча на местных карьерах известняка, кварцевого песка и огнеупорной глины, необходимых для работы предприятия.


На предприятии было полностью освоено изготовление собственного металлургического оборудования, за исключением прокатных валков.


В период Великой Отечественной войны завод «Амурсталь» стал крупнейшим металлургическим предприятием Дальнего Востока, обеспечивающим высококачественным сырьем предприятия оборонной промышленности региона.


«Аккумуляторный»


Аккумуляторные батареи для кораблей Военно-морского флота страны и аккумуляторы для бронетанковой техники производили на аккумуляторном заводе №364 Народного комиссариата электропромышленности. Предприятие было введено в строй в 1942 году.


Преодолевая трудности, связанные с большой удаленностью завода от снабжающих центров, сложностью и вредностью производства, молодой коллектив завода быстро освоил изготовление аккумуляторных батарей для подводных лодок и автобронетанковых аккумуляторов и с первых дней перевыполнял задания Государственного комитета обороны.


В 1942 году на предприятии была выпущена первая морская батарея для подводной лодки.


В конце октября 1942 года на заводе приступили к выпуску танковых аккумуляторов, которые направлялись под Сталинград.


К 1943 году на предприятии был освоен выпуск четырех типов морских исеми типов автобронетанковых батарей. В 1942–1945 годах на заводе №364 выпущено 77 батарей для подводных лодок Военно-морского флота и 241,5 тыс. автобронетанковых батарей для Красной армии. Кроме того – не меньше 3,2 млн аккумуляторных пластин для советской техники.


Мины и минометы


В 1939 году в Комсомольске-на-Амуре было начато строительство завода №313 Народного комиссариата вооружения. 8 августа 1942 года предприятие было введено в эксплуатацию.


В 1942 году на еще недостроенном заводе начался выпуск 82-мм миномета.


В апреле 1943 года Комсомольский-на-Амуре горком ВКП(б) потребовал от предприятия организовать выпуск мин к 82-мм миномету с 1 августа 1943 года. В месяц завод должен был выпускать не меньше 50 тыс. мин.


Для скорейшего запуска производственного процесса городской комитет ВКП(б) предписывал организациям и предприятиям Комсомольска-на-Амуре направить на завод №313 своих инженерно-технических работников, станки и оборудование.


Например, заводу №126 предписывалось направить конструкторов, мастеров, наладчиков и изготовить рабочий и контрольно-измерительный инструмент. Первостроитель завода №313 Рудько впоследствии вспоминал о работе в военное время: «Освещения в цехах тогда не было, и, как только сгущались сумерки, люди работали при факелах. В цехах стояла минусовая температура, так как отопления тоже не было, и, чтобы согреться, разжигали «мунгалы» (железные бочки с коксом) и продолжали трудиться».


В 1943 году, в связи с перепроизводством в стране 82-мм минометов, Совет народных комиссаров СССР принял решение о передаче завода стройке №500 для обеспечения строительства железнодорожной линии Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань.

На базе предприятия был организован ремонтно-механический завод, специализирующийся на ремонте станков и строительных механизмов, производстве запасных частей и инструментов.


Нефтепереработка


В 1942 году в Комсомольске-на-Амуре был введен в строй нефтеперерабатывающий завод №409 общей производительностью первичной перегонки 500 тыс. тонн нефти в год. Основным сырьем завода была сахалинская нефть, поступавшая по введенному в строй в октябре 1942 года нефтепроводу Оха – Софийское-на-Амуре.


Первые эшелоны жидкого топлива нефтепереработчики отправили для нужд фронта. В годы войны предприятие выпускало авиабензин марок Б-70, Б-74, Б-78, лигроин, керосин, обеспечивая данными видами топлива не только соединения и части Дальневосточного фронта, но и действующую армию.


Сергей Богданов

Просмотров: 3

Недавние посты

Смотреть все