Розетка для автомобиля

В Хабаровске сейчас насчитывается 12 электрозаправок. А кто на них заправляется?

На прошлой неделе председатель правительства страны Михаил Мишустин утвердил концепцию по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации на период до 2030 года. Знаковый и, безусловно, нужный документ. А пока Дальний Восток по количеству электрокаров уже обогнал Москву и другие регионы страны.


Дикий Восток?


Не так давно журналист издания «Московский комсомолец» Александр Минкин в своей публикации «наехал» на Сахалинского губернатора Валерия Лимаренко, из-за его инициативы установить в области 500 заправочных станций для автомобилей с электродвигателем.


Среди прочего в своей колонке Минкин написал, что он не уверен, есть ли на Сахалине хоть один электромобиль, и назвал всю эту историю «веселым фактом».

Вряд ли стоит рассчитывать на то, что о других регионах Дальнего Востока московский журналист думает лучше. В одном он действительно прав: люди здесь живут не очень богато. Возможно, в его представлении электрокары – это исключительно премиальные Tesla, стоимость которых, даже за варианты с пробегом, редко опускается ниже 3 млн рублей.


Если бы Александр Минкин воспользовался Интернетом, то узнал бы об интересном факте, что российский рынок электрокаров в 2020 году составил около 11 тысяч авто. Но что еще более любопытно, значительная часть продаж пришлась на подержанные авто, из которых 83% приходятся на популярный на Дальнем Востоке Nissan Leaf, активно ввозимый из Японии.


Данным явлением даже заинтересовалось ведущее американское издание финансово-экономического толка Bloomberg, выпустившее статью под названием In Russia’s Wild East, an electric car proves cheaper than a Lada. Дословный перевод: «На русском Диком Востоке электрический автомобиль доказал, что он дешевле, чем «Лада». Кому интересно содержание материала, его легко можно найти через поиск Google.


По данным издания, которые оно приводит со ссылкой на аналитическое агентство Autostat, более одной пятой всех электромобилей, импортированных в Россию в период с января по май текущего года, было продано в Хабаровске и других регионах ДВ, где в совокупности проживает всего 4% населения России. На столицу страны, где людей вдвое больше, пришлось всего 14% продаж электромобилей.

Как тебе такое, Александр Минкин?


Nissan Leaf правит бал


Ситуация действительно очень интересная. Жители дальневосточных регионов, где по-прежнему популярен поддержанный японский автопром, по достоинству оценили недорогие по стоимости и выгодные в содержании электрокары.


На Дальнем Востоке правит бал японский Nissan Leaf – компактный пятидверный хетчбэк, серийно выпускаемый с 2010 года. Максимальная мощность последней модели составляет 110 кВт, которые вырабатывают 109 лошадиных сил. Всего с момента появления вышло два поколения кузова.


Как рассказал руководитель хабаровского Leaf-клуба Дмитрий Унагаев, в городе насчитывается примерно 700 электрокаров этой марки и с каждым годом их количество увеличивается.


Дома дешевле


Ценовая категория NissanLeaf представлена в диапазоне от 300 тыс. до 1,4 млн рублей за более свежие модели с минимальным пробегом по Японии.


Главная причина популярности электромобилей – дешевизна эксплуатации. Но она, при всей актуальности, на сегодняшний день упирается в доступность: 95% энергии в аккумуляторы поступает из домашней розетки, а владельцы таких авто проживают преимущественно в частных жилищах.

Лифоводы из многоквартирных домов протягивают провод с окна или балкона. Но это скорее исключение, чем правило.

– Можно попытаться у себя во дворе организовать цивилизованный способ подзарядки. Но пока этот процесс сильно усложнен и согласовать с ТСЖ или управляющей компанией установку на придомовой территории зарядного столба удается единицам, – поясняет руководитель хабаровского Leaf-клуба.


А зачем тогда нyжны зарядные станции, о появлении которых периодически рассказывают в СМИ?


В этом плане все достаточно хорошо. В Хабаровске сейчас насчитывается 12 электрозаправок – их количество за последний год выросло почти в два раза.

Однако, по мнению Дмитрия Унагаева, развитие инфраструктуры практически не влияет на рост популярности личного электротранспорта, поскольку стоимость 1 кВт на таких станциях в несколько раз превышает домашние тарифы на электроэнергию и 1 км пробега получается не намного дешевле, чем у автомобилей с ДВС в подобном классе.


– В данный отрезок времени хабаровчане заезжают на такие станции скорее для экстренной подзарядки. То есть в большей мере они предназначены для удобства эксплуатации, а не для каждодневного использования, – поясняет Дмитрий и советует уже на этапе выбора автомобиля заранее просчитать целесообразность покупки такого вида транспорта.


Отсутствие собственной точки питания доставит только проблемы, и сэкономить не удастся.

К тому же не стоит забывать о, пожалуй, главном минусе таких автомобилей – запасе хода. На него влияет главный агрегат – аккумуляторная батарея. От ее износа зависит расстояние, которое способно преодолеть транспортное средство.


На практике недорогие варианты имеют слабую батарею. И если с конвейера Leaf в первом кузове на полной зарядке способен пройти 120 км, то у отжатых (с большим износом) экземпляров в теплое время года запас хода может быть всего 60 км. Зимой же он уменьшится в два раза, что в условиях города сделает эксплуатацию такого авто неудобной.


Новые модели NissanLeaf имеют емкость батареи 40 кВт/ч и летом спокойно проезжают 250 км.


Сам Дмитрий Унагаев – пользователь электрокаров со стажем. В его автопарке был Leaf, затем Prius, а теперь он счастливый владелец редкой для наших мест американской Tesla.


Шелковый путь


Совершенно очевидно, что без организации сети электрозаправочных станций (ЭЗС), расположенных за пределами крупных городских агломераций, возможности электротранспорта останутся нереализованными.


Редакция газеты обратилась к крупнейшему в России производителю электроэнергии ПАО «РусГидро» с просьбой прокомментировать возможное расширение сети заправочных станций на дорогах Дальнего Востока.


Как рассказал директор департамента стратегии и IR компании Дмитрий Беляев, на сегодняшний день в шести регионах ДФО насчитывается 40 быстрых ЭЗС.


В планах на этот год – расширение сети до 60 ЭЗС.

В 2022-м предполагается довести количество зарядных станций до 150 и соединить ключевые города Дальнего Востока.

Также «РусГидро» планирует создание электрозарядной инфраструктуры на трассе Владивосток – Москва (проект «Шелковый путь»). Реализация идеи предполагает установку на всей протяженности трассы 80 ЭЗС, что позволит соединить 18 субъектов РФ с максимальным расстоянием между заправками не более 150 км.


Дмитрий Беляев подтвердил, что больший объем электроэнергии электромобили действительно получают именно из бытовой сети. ЭЗС используются лишь для дозарядки в течение дня. При этом он подчеркнул, что к услугам компании, связанным с обсуждаемым направлением, наблюдается высокий интерес со стороны дальневосточников. Уже сейчас на станциях «РусГидро» ежедневно пополняют свои аккумуляторные батареи 200 электромобилей. При этом население настаивает на расширении сети и жалуется на очереди на отдельных ЭЗС.


Никель – новая нефть


Между тем электромобили могут вытеснить из нашей жизни транспорт на классических видах топлива, и гораздо быстрее, чем мы думаем.


По данным агентства «Автостат» в I квартале 2021 года жители нашей страны приобрели 1 273 подержанных и 307 новых автомобилей на электротяге. Это на 46% и почти в шесть раз больше, чем за аналогичный период прошлого года.


Ожидаемые технологические прорывы на мировом рынке приведут к тому, что отрасль автомобилестроения перейдет от стадии роста рынка к стадии массового быстрого перехода уже в ближайшие годы.


На этом фоне аналитики прогнозируют спад потребления бензина и дизельного топлива. А на смену нефти как главного достояния России придет никель – один из ключевых компонентов в производстве аккумуляторных батарей для электрокаров. По некоторым оценкам, наша страна занимает третье место по подтвержденным запасам никелевой руды.


В концепции по развитию электротранспорта, утвержденной Мишустиным, говорится, что только на первом этапе на отечественных производственных линиях будет выпущено 25 тыс. электроавтомобилей, а быстрых и медленных зарядных станций должно быть открыто не менее 9,4 тыс.

Ключевыми показателями второго этапа станут запуск производства ячеек для тяговых аккумуляторных батарей и ввод в эксплуатацию по всей стране не менее 72 тыс. зарядных станций, из которых не менее 28 тыс. – быстрые.


В концепции также говорится, что и российская автопромышленность не останется за бортом. И судя по всему, уже скоро мы станем свидетелями запуска в серийное производство электротранспорта с маркировкой «Сделано в России».

Алексей МАРТЫНОВ

22 просмотра

Недавние посты

Смотреть все