Ребром к окну

О деятельности Дальневосточного художественного музея, которому исполнилось 90 лет, рассказала главный хранитель Светлана Жук.

Со Светланой Жук, обстоятельной и вдумчивой собеседницей, эрудированным профессионалом и настоящим знатоком своего дела, довелось познакомиться и пообщаться на расстоянии, что по нынешним, ковидным временам случай далеко не редкий.


В часовой беседе, когда под конец уже порядком подуставшие батарейки диктофона и телефона отчаянно засигналили о пощаде, осталось лишь пожалеть о том, что мы не встретились с героиней этой публикации глаза в глаза в стенах Дальневосточного художественного музея (ДВХМ). А ведь именно ему Светлана Юрьевна отдала 45 лет своей неуспокоенной, плодотворной жизни. И это тоже своего рода знаменательная дата.


Творческий подход


…Сейчас Светлана Юрьевна Жук, главный хранитель ДВХМ, кандидат исторических наук, заслуженный работник культуры РФ, не может с достоверной точностью сказать, что послужило отправной точкой в выборе будущей профессии. Может оттого, что любила с детства рисовать и долго разглядывать картины мастеров? Тонко почувствовав увлечение дочери, родители определили способную девчонку в детскую художественную школу. К слову, это было в Комсомольске-на-Амуре, куда главу семейства, человека служивого (офицера МГБ), перевели из западных солнечных краев на Дальний Восток. Увлечение рисованием у музейного работника осталось и по сей день. Но все же тогда она выбрала филологию, поступив в Хабаровский педагогический институт.



– В 26 лет я стала сотрудником музея, – делится воспоминаниями Светлана Юрьевна. – Свою должность считаю до сих пор уникальной и очень нужной. На протяжении пяти лет являюсь еще и научным сотрудником западноевропейского отдела музея.

Первые годы музейной деятельности ей запомнились особо. Когда приступила к делу, подсказать было некому. Должность принимала у женщины без соответствующего образования, да и желания работать. Та просто добросовестно выполняла свои обязанности.


– Я чувствовала всем своим неуспокоенным нутром, что не было в ней какого-то задора, искры, – голос собеседницы и сейчас звучит взволнованно. – Она мне дает, к примеру, книгу или статью и говорит: «Сама потом разберешься». Я и стала вникать в дело. Слова отца, добросовестного офицера, усвоила с детства крепко: «Если делаешь какое-то дело, то делай его лучше всех». Эта установка стала для меня своего рода девизом по жизни. Но приходилось работать по старым инструкциям. Я, как сотрудник музея, самостоятельно изучала одновременно все – живопись, графику, керамику, очень увлекалась фарфором.

Мы на тот момент располагались на улице Фрунзе, 45. Здание нынешней синагоги мало подходило для хранения экспозиций и всякого рода ценностей.

Чуть позже в музей пришла новая молодая смена, на удивление творческая и ищущая. Мы закрыли большой зал западноевропейского искусства музея, сделали как могли реставрацию, чтобы уже можно было работать с посетителями, проводить экскурсии. Попутно читали лекции, организовывали беседы. Около 50 встреч ежегодно. Очень активно сотрудничали с Хабаровским телевидением. И люди к нам пошли. Запомнилась активистка Оля Коновалова, которая мастерски организовала выставку западноевропейского искусства в галерее им. Федотова.


Профессия от бога


Творчески подходить к своему делу Светлана Юрьевна училась у старейшего работника, реставратора от бога Марии Тминовой. Коренная сибирячка, которая получила соответствующее образование в Москве, зарабатывала репутацию своим трудом и усердием. Время было послевоенное, шел сорок шестой год, когда Мария Сергеевна переступила порог музея.


– Я очень рада, что эта замечательная женщина на своем примере учила меня творчески подходить к каждой задумке, – не без гордости повествует о своей старшей коллеге по работе Светлана Юрьевна. – Я пришла в музей в 1976 году, была молодой, энергичной. Все советы схватывала буквально на лету. А она тогда была единственным реставратором в масштабах Дальнего Востока. Время спустя я об этой замечательной женщине написала большую статью. Этот журнал до сих пор хранится в архиве нашей библиотеки как память о человеке творческого поколения сороковых годов, профессионале, реставраторе, музейщике, которая успела передать опыт работы нам, молодежи семидесятых. Я не случайно на все вопросы в отношении реставрации всегда даю четкие профессиональные ответы. Ведь мне частенько доводится и экскурсии проводить.


Второй дом


Светлана Юрьевна до сих пор смотрит на талантливо созданное живописное произведение или работу неизвестного художника с широко открытыми, изумленными глазами. Ее живо интересует история предмета, жизнь человека, который создал полотно.


По мнению главного хранителя музея Светланы Жук, подлинным украшением собрания западноевропейского искусства являются работы кисти Тициана, мастерских П. Веронезе, Я. Бассано, П. Рубенса, офорты Дюрера, Рембрандта, Калло… Этой теме она посвятила свою кандидатскую диссертацию.


В последние годы наша героиня занимается не только самообразованием. Ей особо запомнились поездки в Москву на курсы усовершенствования главных хранителей.

– К тем, кто приехал издалека, отношение особое, теплое и доброжелательное, – сообщает Светлана Юрьевна. – Нам давали возможность посмотреть фонды. Обучение, стажировки мы совмещали с посещением мастерских известных художников, их родственников, наследников. Там можно было отобрать и сделать достоянием музея Хабаровска раритетные работы или вернуть их на родину. Со многими из этих людей мы переписываемся.


По словам Светланы Жук, вся ее дальнейшая деятельность теперь тесно связана с мечтой о новом здании с искусственным климатом, специальными инженерными конструкциями, автоматическим пожаротушением. Пока же она заботится о том, чтобы стеллажи стояли ребрами к окнам, а солнечные лучи по ним лишь скользили, но не сжигали экспонаты.


– Наша коллекция огромна, 17 тысяч экземпляров, – говорит Светлана Юрьевна. – Она одна из лучших в стране, что я недавно доказала в своей научной диссертации «История дальневосточного музея». По большому счету, музей стал моим вторым домом. Гляньте, какое совпадение. Музею – 90, моей деятельности в нем – 45. Я очень люблю свой коллектив. С большим уважением отношусь к директору музея Валентине Александровной Запорожской, с особым теплом – к напарницам Ольге Коноваловой, Людмиле Козловой и другим. А с Людой Козловой я проработала вместе целых 30 лет. Признаюсь честно, за свой долголетний труд ставлю себе в душе большой плюс.

Охотно присоединяюсь к этому заслуженному мнению, ведь оно временем проверено. Узнав о том, что моя героиня с завтрашнего дня уходит в отпуск, интересуюсь, чем же она станет заниматься.


– Книги буду читать, – сообщает она.

– …И крестиком вышивать, – с долей шутки добавляю я.

– А вы откуда знаете? – заметно удивляется. – Я сейчас подсолнух вышиваю. Именно крестиком. Говорят, у меня это здорово получается.


Ольга ГРЕБЕНЮК, фото из архива Светланы Жук.


Справка

Крупнейший музей изобразительного искусства на Дальнем Востоке России открылся в Хабаровске в 1931 году. Сама же идея создания на востоке России первой «публичной галереи» созрела уже на заре ХХ века. Принадлежала она Николаю Ивановичу Гродекову (1843–1913), приамурскому генерал-губернатору.


Но подлинный фундамент собрания Дальневосточного художественного музея был заложен в 1930-е годы поступлениями из Музея нового западного искусства, Третьяковской галереи, Исторического музея, Русского музея, Эрмитажа. Коллекция русского искусства была представлена иконописью и произведениями мастеров академической живописи историко-мифологического, портретного и пейзажного жанров: Е. Сорокина, В. Тропинина, И. Айвазовского, А. Боголюбова, В. Верещагина, И. Шишкина, И. Левитана, И. Репина, В. Сурикова, В. Поленова, А. Куинджи и других.

Тогда же благодаря активной деятельности первого директора музея Петра Михайловича Покровского учреждение стало центром культурно-образовательной и выставочной жизни города. Этот опыт позволил молодому музею сформулировать собственное кредо и принципы настоящей и будущей деятельности.



Сегодня, в дни празднования своего 90-летия, Дальневосточный художественный музей остается верен основному своему назначению – воспитывать в людях чувство прекрасного, любовь к своей земле, понимание великой ценности жизни посредством их приобщения к искусству лучших мастеров прошлого и современности…

Просмотров: 20

Недавние посты

Смотреть все