Прорубить окно в Азию

Трансграничный переход на острове Большой Уссурийский сделает край транспортно-логистическим центром Дальнего Востока.



В федеральный минтранс направлено обоснование строительства принципиального для края объекта – грузопассажирского пункта пропуска на острове Большой Уссурийский.

– Минтранс работает с нашим обоснованием. В частности, готовит предложения и замечания, которые будут направлены в наш адрес. Мы готовы к доработке представленных нами документов, – заявляет Максим Тарасов, и.о. министра инвестиционного развития и предпринимательства.


По его словам, обоснование подготовлено по указанию Михаила Дегтярева, который намерен сдвинуть камень преткновения, появившийся в 2008 году, после демаркации российско-китайской границы и передачи части острова Китаю.


Сначала был мост

Действия, предпринятые с того времени российской стороной, пожалуй, не отличались последовательностью. Стремление к налаживанию хозяйственных связей подтвердилось строительством капитального моста, связавшего остров с коренным берегом.


Однако концепция развития российской части Большого Уссурийского была сориентирована исключительно на туристско-рекреационную деятельность, подтверждением чего стало присутствие в концепции пассажирского перехода. Иначе говоря, грузовые перевозки исключались. Такая позиция вызвала неприятие деловых кругов и властных структур края, что объяснимо.


В Приамурье заявили о возведении автомобильного моста между Благовещенском и Хэйхэ. В Еврейской автономии – о строительстве железнодорожного перехода Нижнеленинское – Тунцзян. В Приморье для входа и выхода грузов открыли, грубо говоря, все щели. Хабаровскому краю было рекомендовано ограничиться переходом Покровка – Жаохэ в Бикинском районе, где ледоход и ледостав на Уссури останавливают грузопоток.


Бизнес-сообщество и региональное правительство предложили трансформировать переход в грузопассажирский. Небывалое наводнение 2013 года застопорило намеченное: первостепенным стало обеспечение защитными сооружениями Хабаровска и Комсомольска.


Строительство обхода Хабаровска вернуло в повестку потенциал приграничного товарообмена. Первая скоростная трасса на Дальнем Востоке представляет собой проект, реализуемый в рамках государственно-частного партнерства с применением трех составляющих: федеральной, представленной Госавтодором, региональной в лице правительства края и частной, которая определяется законом о концессиях.


Обход призван разгрузить столицу края от транзитного транспорта, который следует по федеральным дорогам «Уссури» (Хабаровск – Владивосток), «Амур» (Чита – Хабаровск) и «Восток» (Хабаровск – Находка).


По мнению кандидата технических наук Геннадия Маркелова, директора департамента ТОГУ, при отсутствии транспортно-логистической составляющей Большого Уссурийского концессия может прогореть, поскольку разработчик технической документации обхода опирался на ожидаемые транзитные потоки из Китая.

В Фуюане готовы

Стремление прорубить окно в Азию в пригороде Хабаровска поддерживает корпорация «Технониколь», производящая кровельные, гидро- и теплоизоляционные материалы и экспортирующая их в 100 с лишним стран. В Хабаровске «Технониколь» приобрела работающий с 1964 года завод, переориентировав его на выпуск каменной ваты объемом до 300 тыс. кубометров в год. В ТОСЭР «Хабаровск» завод, выпускающий аналогичный материал, был построен с нуля. Его годовая мощность – 750 тыс. кубометров.


С открытием перехода на Большом Уссурийском корпорация готова ежесуточно отправлять в Китай до девяти грузовиков собственной продукции с кратным увеличением поставок в перспективе. Что касается перехода Покровка – Жаохэ, то его логистика увеличивает затраты «Технониколь» на транспортировку продукции, что сказывается на ее конкурентоспособности.


– Китайская сторона не только выражает заинтересованность в открытие трансграничного перехода, – поясняет Максим Тарасов. – В уезде Фуюань, в состав которого входит островная территория, создан транспортный узел с расчетом на более тесное сотрудничество с нашим краем.


Из нового аэропорта КНР уже выполнялись рейсы в Хабаровск. Модернизирован речной порт. Стальная колея располагает выходом на сеть национальных железных дорог. И, пожалуй, главное: благодаря вантовому мосту, связавшему коренный берег с островом Черного Медведя (как именуется в КНР Большой Уссурийский), обеспечен доступ не только к уездному центру, но и к скоростным магистралям, соединяющим северо-восток страны с южными провинциями, более развитыми в экономическом отношении.


– Для китайской стороны представляют интерес наши портовые мощности, к которым ведет 528-километровая трасса Хабаровск – Лидога – Ванино. Сегодня там заняты в основном перевалкой угля. Трансграничный переход на Большом Уссурийском прибавит работы с контейнерами, – убежден Максим Тарасов.

Реальное движение

Элементами сухого порта назвал и.о. министра производственно-логистические центры, создаваемые на площадках ТОСЭР «Хабаровск».


– В прошлом году в индустриальном парке «Авангард» мы ввели в эксплуатацию три объекта. А именно: два сухих склада и температурный склад с диапазоном от +5 до –20, что включает в себя как глубокую заморозку, так и хранение фруктов. Общая площадь составила 34 тыс. квадратных метров, объем инвестиций – 1,5 млрд рублей, – рассказывает управляющий партнер группы компаний «ДА! Девелопмент» Денис Грось. – Все три объекта функционируют…


Там же, в индустриальном парке «Авангард», той же группой начато строительство распределительного центра площадью 47 тыс. квадратных метров для сдачи его в аренду. Ввод – IV квартал 2023 года.


На площадке «Ракитное» планируется создать производственно-логистический комплекс площадью 65 тыс. квадратных метров.


– Мы учитываем, что Хабаровск исторически и географически является центром межрегиональных потоков и товарооборота между Россией и северо-востоком Китая. Мы считаем несправедливым отсутствие в Хабаровском крае всесезонного пункта пропуска и поддерживаем реальное движение в этом направлении, – говорит Денис Грось.


Экспорт прежде всего

Что намерен экспортировать край через переход в пригороде Хабаровска?


– Продукцию лесопереработки. В помощь нам тот факт, что с 1 января 2022 года будет поставлен на паузу экспорт круглого леса, – говорит Максим Тарасов. – Оба наших нефтеперерабатывающих завода провели модернизацию и часть своей продукции готовы отгружать в Китайскую Народную Республику.


Там ценят наш мед, дикоросы. Естественно, будет предложена продукция переработки сои. Востребованна экологически чистая сельхозпродукция, и в этой связи и.о. министра сообщает, что на площадке «Ракитное» ТОСЭР «Хабаровск» в наступающем году приступят к строительству двух тепличных комплексов.


– В обосновании, которое мы направили в минтранс, фигурирует рыбная продукция, – уточняет он. – Да, в этом году в отрасли спад, но ведь это циклическая история…


Другая тема – инновационный кластер, включая программное обеспечение и инжиниринговые услуги. Не секрет, что предприятия горнорудной, строительной, дорожной отраслей переориентируются на машины и оборудование, производимые КНР. Подготовка их к отправке по регионам Дальнего Востока либо в европейскую часть России требует специальных площадок и рабочих рук.


– Добиваясь открытия перехода на острове Большой Уссурийский, мы рассчитываем на положительное сальдо, на преобладание экспорта над импортом, – итожит Максим Тарасов.


Михаил Карпач

Просмотров: 2

Недавние посты

Смотреть все