По ту сторону автобизнеса

О скрученных пробегах, поддельных аукционных листах и откатах автоподборщикам рассказал автоэксперт корреспонденту «ПВ».


Профессия автоэксперта относительно нова, но специалистов, предлагающих свои услуги по диагностике автотранспорта в сфере купли-продажи подержанных автомобилей, все больше и больше. «Приамурские ведомости» попытались разобраться в особенностях профессии, и в этом нам помог специалист с многолетним стажем Александр Кондратьев.


Доверяй, но проверяй

Перед встречей было решено, что Александр на примере покажет, в чем состоит его работа. По дороге до многим хорошо известного авторынка на улице Монтажной начинаю спрашивать о задачах, которые стоят перед ним.



– Главное – это уберечь людей от покупки автохлама, который попадается достаточно часто, – объясняет он. – Поэтому потребность в услугах специалистов моего профиля была, есть и будет. На проверку попадают совершенно разные автомобили – от старых жигулей до премиальных внедорожников стоимостью 7 млн рублей. Предварительно собирается информация о случаях ДТП, всевозможных ремонтах, проверяется юридическая чистота транспортного средства, не заводились ли исполнительные производства в отношении собственника. Уже на месте проходит детальная проверка кузова, технического состояния узлов и агрегатов, компьютерная диагностика.


Александр рассказывает, что клиент из Якутии заранее подобрал под себя на сайте объявлений интересующие варианты и сегодня на авторынке по просьбе этого покупателя ему нужно провести осмотр двух минивэнов Toyota Wish в примерно одинаковых комплектациях, со схожим годом выпуска и ценой.


Оба авто, до того как они оказались на хабаровском рынке, были приобретены на японских аукционах, растаможены под полную пошлину и фактически не имеют пробега по российским дорогам. Данные обстоятельства значительно упрощают работу автоэксперта, и ему в основном остается проверить, соответствует ли истинное состояние «тойот» тому, что заявлено в аукционных листах.


– Безоговорочно доверять аукционникам не стоит по двум причинам, – объясняет Александр Кондратьев.

– Во-первых, их, несмотря на наличие интернет-сервисов по проверке, до сих пор подделывают. Во-вторых, в самой Японии так называемые аукционные дома сильно различаются в своем подходе к выставлению общего балла, указывающего на состояние машины.


Говоря иначе, один и тот же лот на разных торговых площадках может получить сильно отличающиеся оценки. Ряд контор намерено завышают балл, зная, что в стране-импортере высокая оценка сделает товар сомнительного качества более ликвидным.

Подходим к первой машине. Работнику стоянки Александр хорошо знаком. Он оставляет ему ключи и, чтобы не мешать, удаляется по своим делам.


Спрашиваю, всегда ли адекватно на автоэкспертов реагируют продавцы машин?

– Те из них, кто профессионально занимается автобизнесом, знают нас в лицо и, если что-то не в порядке, бывает, сразу говорят, что данный автомобиль смотреть не стоит. Но есть другой тип людей – которые в любой ситуации продолжают стоять на своем, пытаясь выставить эксперта в невыгодном свете. Но это скорее исключение, так как здравое большинство, понимая, что правда не на их стороне, ситуацию не обостряют.


Александр не стал отрицать, что такой факт, как сговор между продавцом и недобросовестным автоэкспертом с целью замалчивания перед покупателем проблем с товаром, имеет место. Различного рода ухищрений много, но самое распространенное – это откаты за рекомендацию какого-то конкретного, зачастую не самого лучшего экземпляра.



– Рано или поздно махинация вылезет наружу. А честные специалисты из-за действий «прикормленных» автоподборщиков, безусловно, несут репутационные издержки, – говорит автоэксперт. – За себя скажу, что на сомнительные предложения не соглашаюсь: репутация дороже. Хабаровчанам, которые решат обратиться за помощью в выборе автомобиля, посоветую осознанно подходить к выбору специалиста. Как вариант, перед этим ознакомиться с отзывами других клиентов,

а лучше воспользоваться рекомендациями знакомых, у которых был положительный опыт работы с тем или иным экспертом.

По окончании тщательного осмотра обоих минивэнов интересуюсь, какой из них будет рекомендован покупателю?


– Обе машины юридически чистые и находятся в одинаково хорошем техническом и косметическом состоянии. К покупке будут рекомендованы и тот и другой экземпляры как соответствующие запросам клиента.


Комплексный подход

Первичный рынок, как правило, более прозрачный и менее проблемный. Со вторичкой все гораздо сложнее, и там, по словам Александра Кондратьева, проверки или заканчиваются практически не начавшись, или занимают не один час: как правило, опытному специалисту достаточно одного беглого взгляда, чтобы понять многое о машине и принять решение, стоит ли проводить проверку дальше.



– Как и в случае с беспробежными японками, множество первичной информации о машине можно собрать еще до ее физического осмотра, – рассказывает Александр. – В последние годы получили широкое распространение платные сервисы, на которых есть данные о ДТП, расчетах по страховым случаям, ограничениях на регистрационные действия, штрафы, информация о реальном количестве собственников и о том, корректировался ли пробег. Но недобросовестные продавцы тоже не стоят на месте и случаи, в которых автомобиль с пробегом имеет безупречно чистую историю и при это был бит, – не редкость. Поэтому подход к диагностике должен быть комплексным и не ограничивается изучением истории или проверкой только двигателя или ходовой части.

Александр Кондратьев отмечает, что в настоящее время криминала вокруг автобизнеса стало значительно меньше.

Цифровизация, совершенствование российского законодательства и современное оборудование сделали эту сферу бизнеса гораздо более прозрачной и менее криминализированной, чем было раньше.

В разговоре с автоэкспертом нельзя было не затронуть один из самых популярных способов обмана покупателя – скрученный пробег. Цифры на одометре – один из ключевых показателей, напрямую влияющих на стоимость и ликвидность автомобиля.


По словам Александра, какого-то одного способа определить реальный пробег не существует. Чтобы понять, сколько за свою жизнь прошла машина, собирается информация из платных источников в Интернете о ранее зафиксированных показателях с диагностических карт, анализируются внешние признаки, как, например, состояние салона, и результаты компьютерной диагностики.


На современных автомобилях уменьшить пройденный километраж не так-то просто: это технически сложная и недешевая операция. В ряде случаев делать это просто нецелесообразно. Но российский авторынок живет своими стереотипами и для многих покупателей пробег до ста тысяч километров, независимо от того, сколько автомобилю лет в действительности, остается веским аргументом при выборе.

Поэтому и обман с занижением реальных показаний одометра пока никуда не делся.

Похожая ситуация и с лобовыми стеклами. Покупатель при осмотре уверен, что заводское стекло со штампом завода-изготовителя свидетельствует о том, что автомобиль не участвовал в серьезных ДТП. Хотя по факту это всего-навсего расходник, запчасть: перекупщики подстраиваются под тревоги и за небольшие деньги изготавливают необходимое клеймо. И оно того стоит: как правило, если покупатель убеждается, что все стекла родные, его бдительность снижается. После чего принимаются опрометчивые решения.


Спрашиваю, в каких случаях покупателю при контакте с продавцом стоит насторожиться и обратиться к автоэксперту?


– Всегда должно настораживать, если вас при осмотре начинают торопить, создавать ажиотаж при проверке автомобиля. Могут даже разыграть спектакль с фиктивным покупателем, готовым вот-вот забрать, если вы не поспешите, – отвечает Александр. –

По опыту могу сказать, что хорошие автомобили показывают без навязывания и лишних разговоров.

И помните, что с более высокой долей вероятности на проблемный транспорт можно наткнуться в различных комиссионных магазинах и на стоянках, а также у перекупщиков. И наоборот, приобретение в салонах «трейд-ин» официальных дилеров, значительно снижает риски.


Кстати

По наблюдениям Александра Кондратьева, продукция японских заводов по-прежнему занимает главенствующее место в приоритетах хабаровчан при выборе автомобиля. Если смотреть на ситуацию в целом, то соотношение количества автомобилей с правым и левым рулем сейчас практически одинаковое.


Самый популярный сегмент – кроссоверы японских производителей стоимостью от 1 млн рублей, в том числе и гибридные, – как с правым рулем, так и дилерские варианты.

К аутсайдерам рынка можно отнести российский и китайский автопром.

Одним из популярных автомобильных интернет-порталов не только в Хабаровске, но и, пожалуй, на всем Дальнем Востоке остается «Дром». Популярные в западной части страны «Авито» и «Авто.ру» так и не смогли завоевать симпатии дальневосточников.


Алексей МАРТЫНОВ



Просмотров: 18

Недавние посты

Смотреть все