Под Андреевским флагом равнение на Победу!

Обновлено: 27 июля 2021 г.

25 июля – День ВМФ. Ветеран-подводник Георгий Перов – о вкладе края в ВМФ России.

День Военно-Морского Флота России отмечается в последнее воскресенье июля. Хабаровчанин Георгий Борисович Перов, капитан 1-го ранга в отставке, подводник (служил на АПЛ К-19, награжден двумя орденами Красной Звезды, медалью «За отвагу» и 30 другими наградами), ныне заместитель председателя Хабаровской краевой общественной организации ветеранов-подводников, рассказал, чем близок нам, хабаровчанам, День ВМФ.

* * *

Ладья «Восток» из Охотска


Хабаровский край не меньше, чем Севастополь, Владивосток или другие морские регионы, причастен к Военно-Морскому Флоту России и может с гордостью отмечать День ВМФ. И вот почему.


С самого начала освоения Россией восточного региона зародилась тесная связь нынешнего Хабаровского края с российским военно-морским флотом. В этом году исполняется 305 лет с того дня, как в 1716 году на территории нашего края, в Охотске, был впервые основан военный порт, который в течение 140 (!) лет оставался единственной русской военно-морской и судостроительной базой на Дальнем Востоке.

В 1716 году корабельный мастер Плотницкий построил в Охотске ладью «Восток», которая стала первым и до 1727 года единственным русским военным кораблем на Тихом океане. Не случайно для усиления российского присутствия на востоке России по указу императрицы Анны Иоанновны первая постоянная единица военно-морских сил в этом регионе – военная флотилия – была сформирована в 1731 году в Охотске.


Важно напомнить нашим землякам, что в 1850 году был поднят Андреевский флаг в Николаевске-на-Амуре (тогда – Николаевский пост). И от этого есть и пошла прирастать землями наша страна на востоке.


Флаг поднял глава Амурской экспедиции капитан 1-го ранга Геннадий Иванович Невельской. «Сегодня мы подняли на пустынных берегах Амура Андреевский флаг. Да будет он развеваться здесь на вечные времена во славу матушки Руси», – сказал он на церемонии.


Император Николай I оценил это событие так: «Где раз поднят русский флаг, там он спускаться не должен».


Этой традиции придерживаются все наши моряки и по сей день. Перед боем на кораблях можно было услышать, словно как клятву и напутствие к победе: «С нами Бог и Андреевский флаг!» Андреевский флаг над Хабаровским краем реет уже более 170 лет. Господь милостив и щедр к нам, и мы всегда сильны единством. Уверен, впереди можно ожидать новых побед!


Победы нас ждали, когда в 1908 году все амурские суда были объединены в Амурскую речную флотилию с базированием под Хабаровском, которая в 1930 году была награждена орденом Красного Знамени и стала называться Дальневосточной (а позднее Амурской) Краснознаменной военной флотилией.


Амурская флотилия в составе 126 (!) боевых кораблей внесла убедительную лепту в окончание Второй мировой войны.


В 90-е годы, после многократных переформирований и переподчинений, флотилию окончательно расформировали. Но ветераны-амурцы свято хранят память о славных традициях однополчан. Низкий им поклон в эти праздничные дни!


Выстоять в холодной войне


Так повелось, что в самые критические моменты истории жители края и ВМФ России умели вовремя подставить друг другу плечо и помочь в решении трудных проблем. Не случайно в 30-е годы местом возведения нового кораблестроительного гиганта был выбран Дальневосточный край, где благодаря этому решению вырос новый город – Комсомольск-на Амуре.


В лютые годы Отечественной войны комсомольчане день и ночь работали на нужды флота и фронта. С завершением же канонад на востоке немедленно стали ковать наш надводный, а с 1958 года и подводный ядерный щит, чтобы выстоять в холодной войне.

Немногие знают, что на Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре за послевоенные годы его работы было построено 57 атомных подводных лодок, в том числе 18 атомоходов стратегического назначения с 16 баллистическими ракетами каждый, 57 боевых надводных кораблей и 41 дизельная подводная лодка. Такой вклад Амурского судостроительного завода в обороноспособность нашей страны позволил ВМФ успешно решить задачи по сдерживанию наиболее горячих голов от необдуманных шагов против нашего Отечества.


Под стать старшему товарищу строил сильный флот для сильной страны Хабаровский судостроительный завод (ХСЗ), ранее – 151-й завод. Около 360 судов для противолодочной обороны Тихоокеанского флота (ТОФ) вышло из эллингов ХСЗ. Причем более 20 из них поставлено на экспорт в такие страны, как Индия, Сирия, Куба и Республика Корея. Несомненно, День ВМФ – это и их профессиональный праздник.


Отечество защищать!


90-е годы стали трагическими для многих российских моряков. Из боевого состава ВМФ были выведены в отстой 156 подводных атомоходов, в том числе 20 атомных подводных крейсеров стратегического назначения. В целом корабельный состав сократился наполовину.


Тяжелые 90-е годы больно ударили по корабелам. Программы строительства новых судов были свернуты, заводы оказались на грани банкротства, что тяжелым бременем легло на трудовые коллективы. Помогли давние связи с ВМФ, убежденность в том, что мы можем, мы связаны одной целью – Отечество защищать!


Недавно, в День кораблестроителя, АСЗ завершил выполнение госзаказа по строительству четырех корветов проекта 20380. Высокую оценку работники завода получили от Президента России Владимира Путина при осмотре первого корабля этой серии – «Совершенный».


«Нет предела «Совершенному», – эта шутка родилась не для красного словца и не на пустом месте. И мы – все, кто служил в ВМФ страны, – точно знаем: у России нет надежнее союзников, чем Армия и Флот.


«К чему весь этот экскурс в историю?» – спросит читатель. Ответ очевиден: мощный многолетний опыт, современные профессиональные компетенции, поддержка руководства страны позволили АСЗ получить от Минобороны заказы на строительство четырех малых ракетных кораблей и шести корветов, что обеспечит бесперебойную работу завода до 2028 года. Есть все основания возобновить и строительство десантных катеров «Мурена-Э» на ХСЗ…


Флотская закалка


Многие офицеры, мичманы, лишившись своей любимой службы, растеряли друзей. Но флотская закалка осталась у них навсегда. Они продолжают хранить и доводить до нынешних и будущих поколений боевые традиции своих отцов, гордость за участие в суровых испытаниях, мирных, но иногда героических событиях.


На протяжении более чем 10 лет хабаровские ветераны-подводники, объединившись в краевую общественную организацию, насчитывающую более 200 человек, ведут масштабную общественно-патриотическую работу.


Так, мы вышли на командование ВМФ с предложением увековечить память о городах, в которых строятся корабли. Как результат – одна из дизельных подводных лодок Б-187 ТОФ носит имя «Комсомольск-на-Амуре». Сейчас новейшая атомная подводная лодка достраивается на «Севмаше» и под именем «Хабаровск» будет защищать наши рубежи в составе Тихоокеанского флота.


В канун Дня Военно-Морского Флота России от всего сердца поздравляю жителей края, кто служил и служит на кораблях, находится в море или в составе береговых частей, морских пехотинцев, летчиков морской авиации, кораблестроителей, всех, кто связан с флотом и кто ждет на берегу! Под Андреевским флагом держать равнение на Победу!


Записал Константин ПРОНЯКИН


Кстати

Праздник ВМФ введен в 1939 году по предложению тогдашнего наркома ВМФ СССР Николая Кузнецова, Адмирала Флота Советского Союза, и празднуется всеми, кто причастен к военному флоту. С 1948 по 1950 год Николай Кузнецов служил в Хабаровске заместителем главкома войск Дальнего Востока по военно-морским силам.

Просмотров: 155

Недавние посты

Смотреть все