От Баха до АВВА

Большой хоровой концерт в Хабаровском музыкальном театре посвятили главному хормейстеру Александру Рыбкову.

Хабаровский музыкальный театр вновь покорил достопочтенную публику. На сей раз зрителям был представлен уникальной красоты и проникновенности большой хоровой концерт «От Баха до АВВА», приуроченный к 75-летию главного хормейстера музыкального театра, лауреата знака «Почетный наставник Хабаровского края» Александра Константиновича Рыбкова.

Концерт


Впервые музыкальный театр представил зрителям полномасштабный концертный проект, в котором роль главного действующего лица исполнил хор театра совместно со сводным хором детской музыкальной школы №1, хором краевого колледжа искусств под управлением Ольги Герасименко и в сопровождении симфонического оркестра под руководством Руслана Антипинского.


Бенефис хормейстера Рыбкова удался на славу! Каждое музыкальное произведение, будь то «Половецкие пляски» А.П. Бородина или «Реквием» Моцарта, произведение Иоганна Себастьяна Баха или Джузеппе Верди, Шарля Гуно, Вольфганга Амадея Моцарта или Георгия Свиридова, сопровождалось продолжительными бурными овациями и аплодисментами.


Публике удержаться и не запеть вместе с хором театра популярные мировые хиты из репертуара групп АВВА, The Beatles и Queen не представлялось возможным. И зал не только запел во втором отделении Yesterday Пола Маккартни и Barcelona Фредди Меркьюри, но и почти заплясал, сидя на своих местах и размахивая руками под любимые хиты.

Под нескончаемый шквал аплодисментов зрители осыпали цветами виновника бенефиса, министерство культуры края преподнесло почетную грамоту, а краевой музей им. Гродекова принял в дар от маэстро дирижерскую палочку, которой в свое время хормейстера Рыбкова одарил добрый друг и главный дирижер Дальневосточного симфонического оркестра Виктор Зигфридович Тиц.


Почему коренной пермяк более 40 лет назад оказался в Хабаровске и как из концертмейстеров он перешел в хормейстеры и стал почетным наставником Хабаровского края? На эти и многие другие вопросы после окончания концерта Александр Рыбков любезно ответил для вас, уважаемые читатели.


Автобиография


Александр Рыбков родился в Перми 13 июня в 1946 году в семье врачей. Мама работала в военном госпитале, а отец, Константин Федорович, прошагав всю войну военным врачом привез из Германии старшему сыну аккордеон, а младшему Рыбкову – немецкое пианино «Август Ферстер».


Мама с большим трудом нашла сыну учителя музыки, и в 1951 году в возрасте пяти лет Саша Рыбков отправился в первый класс музыкальной школы при Пермском сельхозинституте.


К музыке особой тяги Александр не испытывал, но родительскую волю привык выполнять с детства, поэтому учился на хорошо и отлично. Но больше всего ему не нравилась общеобразовательная школа. Поэтому Рыбков не сопротивлялся, когда родители определили его в Пермское музыкальное училище после окончания 7-го класса.


И в училище ему не нравилось протирать штаны. А всему виной были увлекающие молодого человека книги Эдгара По, Ги де Мопассана и Шопенгауэра, чтением которых Сашу заразил старший брат, приносивший редчайшие экземпляры книг из фондов старейшей центральной публичной библиотеки им. Горького.


С 14 лет Александр попробовал самостоятельно работать, и у него это хорошо получалось. В 17 устроился концертмейстером в Пермское хореографическое училище, с официальной записью в трудовой книжке.


В 19 лет рядовой Рыбков с гордостью отправился служить родине и на втором году службы в ансамбле песни и пляски Сибирского военного округа встретил солистку балета, юную сибирячку Наталью. После окончания срочной службы молодые расписались и семья Рыбковых прибыла в Пермь.


В городе детства Александр восстановился и закончил музыкальное училище, одновременно продолжая свой трудовой путь концертмейстером в училище хореографическом.


Однажды судьба привела Александра в Пермский оперный театр им. Чайковского. Там при выпуске спектакля «Спартак», в котором он работал основным концертмейстером балетной труппы, маэстро познакомился с композитором-классиком Арамом Ильичом Хачатуряном, который специально прибыл на выпуск спектакля.

Это была знаковая встреча. После премьеры балета концертмейстер понял, что надо идти дальше и не засиживаться в городе детства, к которому совершенно не лежит душа. А лежала душа к Новосибирску, откуда родом любимая супруга.


Так в 1971 году Александр получил приглашение в Новосибирский оперный театр концертмейстером и одновременно в Новосибирскую филармонию. В 1976 году окончил Новосибирскую государственную консерваторию им. Глинки.


Встреча с Хабаровском


– В Новосибирске, – рассказывает хормейстер, – мною были прожиты семь счастливых лет. Семь лет опыта, поиска новых идей, увлекательных проектов. И вот поступает совершенно неожиданное, новое и заманчивое предложение из Хабаровска – поучаствовать в создании ансамбля «Дальний Восток».


Как не принять такое предложение, если первый секретарь Хабаровского крайкома КПСС предоставляет отдельную квартиру молодой семье с двумя детьми прямо в центре города, на улице Ленина?

Принял и приехал осенью 1978 года вместе с балетмейстером Назимом Нуруллиным и главным дирижером и художественным руководителем ансамбля Виктором Морозовым. Сразу же начался совместный поиск артистов будущего звездного ансамбля и создание первой программы, посвященной Олимпиаде-80 в Москве.


Уже через год, в 1979 году, ко дню рождения комсомола, первую программу просматривали и принимали члены крайкома КПСС во главе с Алексеем Клементьевичем Чёрным. Выступление «Дальнего Востока» пришлось всем по душе. И отправился ансамбль по городам и весям на гастроли, а вместе с ним и Александр Константинович в качестве главного дирижера и руководителя вокальной группы ансамбля.


Поиск своего пути


На исходе 1980-го Александр Рыбков принимает решение уйти из «Дальнего Востока», так как почувствовал, что тяготеет к совершенно другой музыке – более глубокой, серьезной, классической.


Так душа и ноги привели музыканта сначала в краевую филармонию, а в 1981 году – в Хабаровский музыкальный театр концертмейстером и дирижером оркестра.

– Грянула перестройка, – вспоминает маэстро, – и все вокруг вдруг стало сыпаться и разрушаться. Дабы спасти оркестр, Виктор Тиц увел симфонический за собой и сохранил его от верной гибели. Я организовал общественное объединение с названием «Артцентр», в которое пригласил артистов краевой филармонии, и тем самым спас наши филармонические лектории, имеющие просветительский характер, воспитывающие и пробуждающие в душах маленьких хабаровчан любовь и понимание классической музыки и слова.


С артистами краевой филармонии они разъезжали по детским садам и школам Хабаровска и Хабаровского края, давая до тысячи концертов в год. А в 1996 году, после окончания деятельности «Артцентра», Александр был официально приглашен дирижером в театр музыкальной комедии в Хабаровске.


– Это мои самые продуктивные, озаренные творчеством годы работы в театре, – делится он. – Самым важным, основным на сегодняшний день занятием всей своей жизни я считаю не игру на фортепиано, не концертмейстерскую работу, которая привела меня к главному делу, а работу с голосом. Я – инструменталист и пианист, но при этом, как ни странно, с 2002 года начал заниматься педагогикой вокала.


По словам Александра, занятие вокалом его интересовало всегда. Еще в 1973 году, когда он в возрасте 28 лет начал работать аккомпаниатором в Новосибирской консерватории в классе профессора народной артистки СССР Лидии Владимировны Мясниковой.


– Я благодарю ее за правду, которую она для меня открыла словами: «Санька, у тебя отменный вокальный слух!» – продолжает маэстро. – Тогда я не понимал, что это значит. Но с годами все прояснилось.

Оказывается, я на физиологическом уровне хорошо слышу то, что происходит у певца во время исполнения той или иной партии.

Не просто слышу, а чувствую и переживаю, особенно если звучит неправильное пение. Молчать, когда слышишь фальшь, – невыносимо. И так я стал учить вокалу певцов.


Первые ученики хормейстера


В 2002 году в Хабаровский краевой музыкальный театр была приглашена на роли героинь выпускница Дальневосточного института искусств Анна Новикова. По ее просьбе начались индивидуальные занятия с Александром Константиновичем, которые продолжались на протяжении пяти лет. В результате Анна Новикова стала ведущей артисткой Московской оперетты.


Другой ученик маэстро – Федор Атаскевич достиг не меньших высот – не имея специального вокального образования, через два года занятий с Александром Константиновичем стал лауреатом третьей премии на международном конкурсе им. Глинки под председательством народной артистки СССР Ирины Архиповой и сегодня является ведущим солистом Михайловского театра в Санкт-Петербурге.


Ведущими мастерами сцены стали вокалисты Хабаровского музыкального театра, которые занимались и занимаются у своего педагога-наставника: Валентин Кравчук, Татьяна Петренко и другие солисты. Достигли новых вершин мастерства под руководством Александра Константиновича артисты хора Александр Дегтярев, Юрий Васильев, Игорь Каербаев, Галина Гришина.

– Теперь же, пожив, в свои 75 лет я глубоко убежден, что смысл жизни каждого человека заключается в том, чтобы внимательно к себе относиться и постараться не лениться и реализоваться в жизни, – признался нам Александр Рыбков.


Татьяна ВАНИНА,

фото автора

Просмотров: 7

Недавние посты

Смотреть все