«Никому не рассказывай...»

Прах скульптора Владимира Бабурова был развеян над Амуром. Он сам так хотел.

14 августа известному скульптору члену Союза художников России Владимиру Бабурову исполнилось бы 75 лет. Увы, он не дожил до своего юбилея. Никогда не жаловавшийся на плохое самочувствие, Владимир Филиппович в декабре прошлого года заболел коронавирусом и моментально сгорел.


Внезапная смерть Бабурова тогда буквально повергла в шок всех, кто его знал. Интеллигентнейший, экстравагантный мужчина, профессионал своего дела, великолепный рассказчик, он вовсе не тянул на свои годы и был полон сил.

Тем более всегда рядом была его муза – очаровательная Настя, которая во многом благодаря своему учителю и мужу стала мастером ювелирного искусства. И 40-летняя разница в возрасте их нисколько не смущала. Они органично дополняли друг друга и, главное, были счастливы.


Тяга создавать от прадеда


Что ж, давайте в канун юбилея вспомним мэтра. Родился Бабуров в городе Кирове Калужской области. Но вскоре его родителей, учителей железнодорожной школы, направили в Хабаровский край – в Вяземский, где катастрофически не хватало педагогов. Так что он считал себя коренным дальневосточником.


По воспоминаниям Владимира Филипповича, с малых лет будущий скульптор все время что-то лепил из глины, рисовал, вырезал из дерева самолеты, автомобили…


– Мой прадед был колесных дел мастер. Возможно, тяга создавать мне передалась от него, – говорил Бабуров.


После окончания школы он поехал в Хабаровск и поступил на художественно-графический факультет педагогического института.


– Учиться было очень интересно, – рассказывал Владимир Филиппович. – К нам (была такая разнарядка) направляли преподавателей из ведущих вузов страны – с художественного института им. Сурикова, со Строгановки… Они нам рассказывали и о японской эстетике, и о Сальвадоре Дали, и о Пикассо. А ведь тогда эти имена считались запрещенными.

Преподаватели нам все время твердили: «Вы – художники, за вами будущее». Словом, наставляли на путь истинный.

По распределению Бабуров был «сослан» на Чукотку, откуда благополучно сбежал через три месяца. Потом – служба в армии, в погранвойсках.


– Еще в армии мне поступило предложение заняться преподавательской деятельностью в родном вузе, – вспоминал позже Бабуров. – А спустя два года в политехническом институте открылся архитектурный факультет, на котором я возглавил кафедру изобразительного искусства. А уже оттуда ушел, так сказать, в чистые художники. Постоянно участвовал в творческих выставках. Потом вступил в Союз художников.


От Невельского до Шойгу


При посещении мастерской мэтра у меня невольно складывалось впечатление, что я попал в музей. Всюду картины, уникальные фотографии, бюсты известных личностей. Как живые смотрят на тебя Антон Чехов, Геннадий Невельской, Владимир Арсеньев, Святослав Федоров, Всеволод Сысоев и даже Сергей Шойгу…

– Почему Шойгу? Потому что мне этот политик нравится, искренне его уважаю, – объяснял Владимир Филиппович. – Однажды пришло вдохновение и я изобразил Сергея Кужугетовича таким, каким его вижу.

Правда, один из директоров хабаровских музеев, когда речь зашла о предполагаемой выставке мастера, поставил условие: «Шойгу быть не должно». На этом разговор и закончился: Бабуров не любил, когда ему ставили условия.


– А Всеволода Петровича лепил месяца два, – рассказывал Владимир Филиппович. – Мы были дружны. По инициативе Сысоева я создал не один памятник. Отдавая долг его заслугам, я сделал скульптурный портрет. Очень хотелось, чтобы он был узнаваем, ведь Всеволода Петровича весь город помнит. В скульптуре главное – пластический образ создать. Чтобы это было не просто изображение. Но если ты создаешь личность, то должно быть сходство.


Вот, например, Святослав Федоров, как мне кажется, удачно вписался в фасад здания «Микрохирургии глаза». Как-то в Хабаровске была конференция, на которую съехались директора всех отделений микрохирургии. Они пришли к единому мнению, что наш Федоров – лучший в России. Не скрою, было приятно такое услышать.


«Володя, давай Мишу Задорнова поддержим!»


Безусловно, одна из знаковых работ скульптора – памятник писателю Николаю Задорнову, который украшает набережную в Хабаровске. Между прочим, Владимир Филиппович был знаком и с самим Николаем Павловичем, и с его сыном – известным сатириком Михаилом Задорновым.


– В 1971 году по инициативе Всеволода Сысоева на Петровской косе, на месте зимовья Невельского, был установлен памятный знак, – рассказывал Бабуров. – Я тоже принимал участие в возведении монумента. Помню, на его открытии собралось много людей. Среди них был Николай Задорнов с супругой. А уже много лет спустя я поддался уговорам Всеволода Петровича принять участие в конкурсе на памятник писателю. «Володя, – сказал мне Всеволод Петрович,

– давай Мишу Задорнова поддержим. Он хочет памятник отцу…»

Претендентов было семеро, но победил именно Бабуров. Потом надо было воплощать идею в жизнь. А на дворе 1997 год – самый, как говорится, пик развала. Но памятник получился. Михаил Задорнов произнес, что отец похож и маме он понравился, и сестре.


– Не могу сказать, что я от памятника Николаю Павловичу в полном восторге, – продолжал Владимир Филиппович. – Вдохновляет то, что в столь сложное время удалось довести дело до конца. Кстати, когда устанавливали монумент, я монтажникам наказал: «В железную ногу надо вогнать швеллер». Моя задумка, чтобы памятник можно было трогать. Знаю, что и дети, и взрослые с удовольствием садятся на колени Задорнову, фотографируются. И это хорошо: памятники должны быть ближе к народу.


Кстати, пока шла работа над памятником, Михаил Задорнов раза три приезжал в Хабаровск. Привозил фотографии отца, высказывал свои пожелания. Именно скульптор и писатель в итоге и определили место на набережной, на котором был установлен памятник.


Мечта о создании мини-музея


После смерти Бабурова я уже несколько раз бывал в его мастерской, в которой хозяйка теперь Анастасия Номар, свято чтящая память о своем учителе и друге. Естественно, поначалу у девушки все валилось из рук. Но она нашла в себе силы дальше жить и работать.


– Я все еще учусь быть одной, – призналась как-то Настя. – Это новое для меня. Вначале жила с родителями, потом приехала в Хабаровск поступать. Затем в моей жизни появился Владимир Филиппович. Не было ни одного месяца, когда я была бы вообще одна. К этому нужно привыкнуть. Это очень сложно.



Последняя работа мастера – «Аркадия»


– А вообще, потихоньку вхожу в гармонию, – продолжает девушка. – Занялась уборкой в мастерской: она очень сильно помогает отвлечься, переключиться и все в голове, что называется, устаканить. Владимир Филиппович мне говорил много вещей – он это называл «на потом». И я, только когда его не стало, начала понимать, что все это значит. Например, он говорил, что вдова никогда не должна показывать свое горе. А отвлечься от плохих мыслей можно только делом. Ставишь сверхзадачи – и вперед. За это время я много чего сделала – и новые творческие работы, и выставку горячих эмалей под названием «Логика чувств».


– Это правда, что Бабуров завещал не устраивать после его смерти прощания? – интересуюсь у Анастасии.


– Он говорил: «Если я умру, никому об этом не рассказывай. Пусть через месяц спохватятся и не найдут меня», – говорит Настя. – Но как такое утаишь?

А на счет прощания, слез у могилы… Да, Владимир Филиппович не хотел публичного прощания, похорон на кладбище. Он считал, что это интимный процесс (как, впрочем, и свадьба). Муж хотел, чтобы его прах был развеян над Амуром. И недавно мы с его сыном от первого брака Алексеем последнюю просьбу исполнили.


А еще в планах Анастасии – сделать в мастерской мини-музей. А что, мысль, думается, здравая. Ведь каждая из работ Бабурова по-своему уникальна. Но кто видит все это? Только узкий круг людей. А хочется, чтобы это было народным достоянием. Для кого, в конце концов, Владимир Филиппович создавал тех же Арсеньева, Сысоева и Дерсу Узала?


Владислав ПИТЕРСКИЙ



Между прочим

По случаю юбилея мастера в Дальневосточном художественном музее открылась небольшая выставка, на которой представлена последняя масштабная декоративно-прикладная работа Владимира Филипповича под названием «Аркадия». Работа уникальная, ее можно покрутить и рассмотреть со всех сторон. Выставка продлится до конца августа.

Просмотров: 7

Недавние посты

Смотреть все