Денис Кузьменко: слово за избирателями

О том, как идет подготовка к выборам-2021, рассказал председатель Хабаровской краевой избирательной комиссии.

В сентябре этого года в избирательной практике края случится своеобразный выборный «парад планет»: одновременно пройдут избирательные кампании в Государственную и краевую думы, в губернаторы и в органы местного самоуправления районного и поселенческого уровней.

Такие выборы требуют большого внимания всей избирательной системы, причем как на этапе подготовки, так и непосредственно в процессе голосования, которое, напомним, должно пройти в течение трех дней, с 17 по 19 сентября.

О предстоящих федеральных, региональных и местных избирательных кампаниях беседуют председатель краевой избирательной комиссии Денис Кузьменко и политический обозреватель «Приамурских ведомостей» Евгений Чадаев.


– Денис Александрович, повлияет ли проведение сразу нескольких избирательных кампаний разного уровня на организацию работы по подготовке к выборам в сентябре этого года?

– Избирательные кампании в нашем крае идут с начала года. В апреле их было шесть, в том числе одна краевая (довыборы краевого депутата). В ходе этих кампаний мы оттачивали процесс подготовки к сентябрьским выборам. А подобное совмещение выборов различного уровня (от федерального до муниципального) было уже неоднократно и особых проблем у краевой, территориальных и участковых комиссий не вызывало. Избирательная система за многие годы уже сложилась, хоть и были постоянные плановые ротации составов комиссий.

Сейчас полным ходом идут 39 избирательных кампаний (как основных, так и дополнительных). Будут выборы глав и депутатов районов, глав и депутатов поселений. На краевом уровне – досрочные выборы главы региона и дополнительные – депутата Законодательной думы взамен сложившего полномочия. Как говорится, выборы в этом году на любой политический вкус. Но в любом случае к подобного рода одновременным избирательным кампаниям мы всегда готовы.


– А какие-либо особенности или специфика у этих выборных кампаний есть?

– Конечно есть, и причем достаточно много. Во-первых, у федеральных, региональных и местных избирательных кампаний свои законодательные нормы, которые касаются только выборов этих уровней. Во-вторых, время прохождения (от объявления самих сроков выборов до подачи документов, необходимости сбора подписей избирателей или глав (депутатов), даты регистрации) очень отличается. Соответственно, участвовать в них непросто как политическим партиям, так и самовыдвиженцам. К примеру, сроки проведения всех партийных мероприятий (собраний, конференций) для каждой выборной кампании строго свои (не раньше и не позже).

Но есть даты, общие для всех, иначе говоря – происходящие в один и тот же период. Так, конечный срок предоставления документов на регистрацию кандидатов для всех избирательных кампаний один – 4 августа. Проведение жеребьевок для средств массовой информации и ведение агитации – также в один временной период.



И наконец, время непосредственного голосования. ЦИК России установил для выборов в Государственную думу трехдневное голосование, соответственно, на всей территории Российской Федерации для всех других избирательных кампаний будут такие же сроки: 17, 18 и 19 сентября 2021 года.

А в общем и целом главная задача крайизбиркома – координация работы всех нижестоящих избирательных комиссий, организующих проведение всех выборных кампаний на местах. Здесь, как в авиации: мелочей быть не может. Например, если пропущены официальные публикации (объявления) об очередном этапе выборов, то наступает ответственность (в том числе и уголовная) за то или иное отступление от закона.


– Законодательство о выборах постоянно меняется или уже давно отработаны все юридические нюансы?

– Нет, нормативная правовая база избирательного процесса постоянно находится в развитии. Совсем недавно, в преддверии этой большой избирательной кампании, в федеральное избирательное законодательство были внесены очень существенные изменения.

Стала обязательной проверка причастности лиц, выдвигающихся на те или иные выборные мандаты, к экстремистской либо террористической деятельности, а также на предмет наличия статуса иностранного агента или лица, аффилированного с ним, и тому подобное.

Избирательные комиссии разных уровней обязаны проверить подобные сведения у кандидатов и вынести мотивированные решения о допуске к выборам или отказе в регистрации. По этим примерам видно, что выборные процедуры совершенствуются, уточняются и от нас требуется неукоснительное соблюдение устанавливаемых законом требований и правил.


– В этом году в избирательной кампании по выборам депутатов в Государственную думу получили право участвовать (без сбора подписей) большое количество российских политических партий. Как это сказывается на деятельности краевой избирательной системы?

– В Хабаровском крае сегодня 26 региональных отделений политических партий (в Российской Федерации – 30). 14 российских партий получили право участвовать в выборах в Госдуму без сбора подписей («парламентская льгота» предоставляется партиям, чей список был допущен к распределению мандатов в Государственной думе или региональных органах законодательной власти). И все они заявились для участия в этих выборах!

И это нормально. Ведь предназначение любой партии – в получении максимального представительства во власти. И неучастие партий в выборах – это нонсенс.

Избирательная система сегодня заинтересована в расширении количества партий, участвующих в выборах, ибо это самым прямым образом способствуют большему партийному представительству в органах власти всех уровней. Партии ведь представляют мнения самых различных социальных групп населения – своих избирателей. И сами избиратели, наоборот, получают возможность через партии донести свои запросы и потребности до властных структур. Тем самым это прямо или косвенно влияет и на явку избирателей в день голосования, так как есть больший выбор, за кого голосовать. А еще влияет на удовлетворенность результатами голосования.


– А в выдвижении по одномандатным округам партийная принадлежность тоже отразилась на количестве кандидатов?

– Конечно. В двух округах (под номерами 69 и 70) было выдвинуто по 10 кандидатов от политических партий (и по одному – самовыдвижением). Если каждый из них дойдет до избирательной комиссии (подготовит и представит все необходимые избирательные документы), то избирательный бюллетень к выборам депутатов Государственной думы будет очень большим. Но об этом мы будем знать в середине августа, когда все документы кандидатов будут проверены.

Широкий партийный спектр участников выборов скажется на развитии многопартийности в нашем регионе, что опять-таки будет позитивным образом влиять на развитие избирательной системы в Хабаровском крае.

Что же касается партийной статистики, то на сегодняшний день она такова: ЛДПР выдвинула на выборы всех уровней 33 кандидата, «Единая Россия» – 14, «Новые люди» – 13, КПРФ и «Справедливая Россия – Патриоты – За правду» – по 10, «Зеленые» – 8. Остальные партии выдвинули от одного до четырех кандидатов.


– Для нашего края губернаторские выборы, конечно, главные. Сколько выдвинуто кандидатов на пост номер один в краевой вертикали власти?

– Выдвинуто восемь кандидатов от политических партий (самовыдвижение по краевому закону не допускается).

Из парламентских партий своего кандидата не выдвинула только «Единая Россия».

Всем кандидатам предоставлена возможность собирать подписи муниципальных депутатов, глав районов и поселений. Когда кандидаты соберут в поддержку своего выдвижения необходимые подписи, пройдут так называемый муниципальный фильтр, мы будем знать, кто из претендентов на мандат губернатора будет в итоге за него бороться. Ждать осталось недолго.


– Какие меры приняты для полной прозрачности и легитимности трехдневного голосования?

– Скажем сразу, сам формат трехдневного голосования в целом удобен для избирателей, причем по многим параметрам. Во-первых, будут разведены потоки избирателей, что в условиях противоковидных мероприятий очень важно. Во-вторых, выбор дня и времени голосования остается за самим избирателем. Можно с уверенностью говорить о том, что сегодня избирательная система выстроена таким образом, чтобы голосование было предельно удобным и комфортным для избирателей.

Что касается трехдневного голосования и контроля за бюллетенями в это время, то после первого и второго дня голосования все бюллетени (из стационарных и переносных ящиков для голосования) будут перекладываться (пересыпаться) в специальный сейф-пакет. Последний представляет собой герметичную упаковку с индивидуальным неповторяющимся номером.

Сейф-пакет запирается индикаторной лентой, которая не дает его вскрыть посторонним лицам (в случае попытки вскрытия она об этом сигнализирует). Кроме того, сейф-пакеты помещаются в отдельные сейфы, а последние опечатываются.

Все избирательные участки обеспечиваются круглосуточной видеофиксацией, более 50% из них (силами Ростелекома) – трансляцией в сеть Интернет. При этом на этих 50% участков голосуют более семидесяти процентов избирателей.

Как видим, такая система полностью снимает всякие сомнения в прозрачности и легитимности сентябрьских выборов этого года.

Подытоживая вышесказанное, можно уверенно говорить о том, что избирательная кампания проходит в нашем крае спокойно, организованно и в полном соответствии с законодательством. Организационно и технически мы готовы к очередному этапу – выборам-2021. Но последнее слово, как известно, за самими избирателями. Каким оно будет – покажет сентябрьское голосование.

Евгений ЧАДАЕВ

Просмотров: 6

Недавние посты

Смотреть все