Дежурство на проспекте

Водитель с похмелья, гастарбайтер без прав и другие подробности поездки с экипажем ГИБДД Хабаровска.


В девять утра парковка у ГИБДД Хабаровска стремительно пустеет. После развода наряды ДПС разъезжаются по местам несения службы. Экипаж в составе Олега Радюшко и Алексея Ивлева отправляется в Железнодорожный район.

– Задача – обследовать проспект 60-летия Октября и прилегающие улицы. Выявляем ямы, неработающие светофоры, поваленные знаки, – уточняет старший лейтенант Радюшко. – В кустах не прячемся, посреди дороги не стоим…

– Контролируем общественный транспорт, – добавляет лейтенант Ивлев.


Вы же сами виноваты!


Оба офицера – выпускники юридического факультета хабаровского вуза. Олег в ГИБДД шесть лет, Алексей – три года. Привыкли к 12-часовому режиму работы, дневным и ночным сменам, дежурствам в праздники.


Едва «Шкода-Октавия» дорожно-патрульной службы сворачивает с Воронежской на Большую, как попадает в пробку. Скоро из окна машины можно видеть последствия ДТП на повороте с Большой на Вяземскую.


Два автомобиля стоят как вкопанные, один из них серьезно поврежден. Лейтенант Ивлев направляется к месту происшествия.


Похоже, участники ДТП обо всем договорились, не дожидаясь инспектора. Пострадавших не видно, выяснения отношений не слышно. Ивлев возвращается, сидящий за рулем Радюшко нажимает педаль – и служебное авто покидает пересечение Большой и Вяземской.


– При отсутствии пострадавших и взаимном согласии пункт 2.6.1 ПДД позволяет водителям самим оформить ДТП. И это не пожелание, а реальность. В чем мы убедились, – комментирует ситуацию Радюшко. – Заполняется бланк уведомления, подкрепляется фото или видео с места происшествия. Кстати, в этом районе города оформлением ДТП круглосуточно занимается инспектор ГИБДД на муниципальной специализированной парковке. Ее адрес: Хабаровск, улица Демьяна Бедного, 21а.


– Но ведь есть водители, которые по традиции ждут инспектора ГИБДД. Даже если пробка из-за аварии растянулась на километры, – продолжаю наболевшую тему.


– Как правило, это люди, которые хотят уйти от ответственности. «Мы вас ждем!..» – встречают они тебя чуть ли не с объятьями.

Начинаешь разбираться, кто и как ехал, какие маневры совершил. Делаешь вывод: «Вы же сами виноваты!..» Услышав неприятное для себя заключение, человек меняется на глазах, превращаясь в скандалиста. «Я не согласен!..» – заявляет он, а то и переходит на оскорбления.


Я не согласен!


«Шкода-Октавия» разворачивается на стыке Железнодорожного и Индустриального районов. По радиосвязи экипаж получает ориентировку – марку и номер автомобиля, водитель которого в нетрезвом состоянии. Считанные минуты скоростного хода – и мы у рынка «Многорядов», где замечен опасный кадр.


Правда, на забитой стоянке у рынка его машины не находим, как и на полупустой парковке у столовой «ПитСтоп». Выезжаем на проспект, встраиваясь в поток, двигающийся к «швейке», – и вдруг нас обгоняет белый «Фольксваген-Поло». Тот самый, что мы разыскиваем.


Врубается сирена – и «немец» послушно останавливается. Из машины выходит мужчина в бордовой футболке и черных шортах. Несколько ошарашенный, но не склонный к агрессии, он дает пояснения инспектору ГИБДД.

Запах перегара не оставляет сомнений, что мужчина накануне крепко выпил.

Закон обязывает его сдать тест на алкогольное опьянение – компактное устройство с неизменной трубкой у старшего лейтенанта Радюшко наготове. Тот же закон обязывает проводить процедуру в присутствии понятых, для чего лейтенант ДПС Ивлев жезлом останавливает машину. Водитель и пассажир – женщины. Видимо, ответственный момент приводит в волнение обоих, и они закуривают.


Устройство показывает 0,249 миллиграмма спирта на литр выдыхаемого воздуха, что на треть превышает допустимую норму. Следовательно, есть основания для изъятия транспортного средства, после чего следует составление протокола о передаче дела в суд.


Чего ждать в суде севшим за руль в нетрезвом виде, им наверняка известно. Во-первых, лишение водительских прав на срок от полутора до двух лет. Во-вторых, штраф в 30 тысяч рублей. В-третьих, пересдача теоретического экзамена в ГИБДД после завершения указанного срока.


– Он реально перебрал, – рассуждает Олег Радюшко, возвращаясь к показателю в 0,249. – И это был не квас, не безалкогольное пиво, на что устройство тоже реагирует.

Мы стоим у Краевой психиатрической больницы на улице Серышева. Поскольку гражданин в шортах и сланцах выразил несогласие с результатами теста, проведенного ДПС, закон обязывает его пройти повторное освидетельствование в стенах специализированного учреждения. К медикам он отправился в сопровождении лейтенанта Ивлева.


– Мы привыкли к такому развитию событий: каждый рассчитывает, что пока мы довезем его сюда, алкоголь выветрится,

– продолжает старший лейтенант Радюшко.

Возвращается Фома неверующий в сланцах. Ивлев сообщает результаты освидетельствования: первый выдох – 0,213, второй – 0,191.


– Сирену по случаю торжества справедливости врубать не будем! – иронизирует старший лейтенант, когда рядом с ним садится водитель «фолькса» и машина ДПС возвращается на проспект.



Долго ждать эвакуатор не приходится. Виновник случившего звонит жене, и та отчитывает его, не желая что-либо слышать в оправдание.


– Зачем с утра за руль садился? Вызвал бы такси!.. – бросает ему на прощание Олег Радюшко. Правда, звучит это не как проработка сотрудником полиции, а как сугубо мужской совет, искренний, благожелательный.


Ничего не знал


За остановкой «Юбилейная» Андрей Ивлев обращает внимание, что водитель автобуса 40-го маршрута во время движения разговаривает по сотовому.


Автобус останавливают сиреной. Инспектор ДПС поднимается в салон, направляется к водителю. Пожалуй, самое примечательное состоит в том, что у водителя есть гарнитура, позволяющая разговаривать по сотовому, не снимая руки с руля и не держа телефон, другими словами – не отвлекаясь во время движения.


– Когда произойдет ДТП, никто не скажет: «Я разговаривал по телефону…», – замечает Ивлев. – «Засмотрелся…» – вот что они говорят. И регистратор зачастую выводят из строя, чтобы не было доказательств.

Полторы тысячи рублей штрафа за нарушение ПДД водила 40-го маршрута, гражданин Кыргызстана, себе обеспечил. Но оказалась, что это только первая серия. И продолжение последовало.


Когда Олег Радюшко пробил его данные, служебный смартфон выдал уточнение: данный гражданин был лишен права на управление транспортным средством после совершения ДТП с тяжкими последствиями.


В протоколе он написал: «О решении суда ничего не знал». Если это действительно так, то нельзя исключать, что множество шоферюг, преступивших закон, привлеченных к ответственности, продолжают возить людей?..


– Ему грозит административный арест либо крупный штраф, – поясняет Ивлев. – Будет привлечена к ответственности компания-перевозчик из Приморья, обслуживающая 40-й маршрут.


Как станет известно позднее, за езду без прав суд оштрафовал гастарбайтера на 30 тысяч рублей. Думаю, он предпочел бы 15 суток… По словам Радюшко и Ивлева, выходцами из стран СНГ совершается до 60 процентов нарушений ПДД в Хабаровске.

– Это не статистика МВД, – предупредили меня офицеры. – Это наш собственный подсчет…


И опасна, и трудна


О чем еще они мне говорили? Естественно, о том, что их беспокоит. К примеру, если у нетрезвого водителя изымается автомобиль, то у водителя, севшего за руль в состоянии наркотического опьянения, он не изымается. Вернее, изымается через десять дней, когда становятся известны результаты освидетельствования. Ждать от наркомана примерного поведения в эти десять дней не приходится. Но будто воды в рот набрали законодатели, как и другие высокопоставленные лица, несущие ответственность за шокирующую несообразность.


Незадача другого порядка связана с пожилыми людьми. Нередко за их плечами десятки лет за баранкой. Но зрение и реакция подводят.

Пример – ДТП на улице Шатова, в котором погибла девушка. Не было никаких помех, из-за которых ее на пешеходном переходе не увидел бы водитель, которому переваливало за 70 лет. Он даже не сбавил скорости…


– Ну а вне работы как складывается? Наверное, встречаетесь с друзьями по школе, по университету? – перевожу я тему, уходя от тернистых будней ГИБДД.

– Знакомым действительно интересно, что у тебя на работе, – соглашается Олег Радюшко. – Но тебе самому не очень хочется делиться впечатлениями. Стараешься на работе оставить, что там было…


В общем, как в милицейском гимне: «Наша служба и опасна, и трудна, / И на первый взгляд, как будто не видна…» Кстати, 3 июля исполнилось 85 лет со дня создания госавтоинспекции. Что пожелать рядовым труженикам ГИБДД? Выдержки, понимания на службе и в семье. И, конечно, безопасности на дорогах.


Михаил КАРПАЧ, фото ГИБДД Хабаровска

Просмотров: 23

Недавние посты

Смотреть все