Выйти на мировой рынок

Обновлено: 28 июня 2021 г.

Стать экспортером своих товаров и услуг в регионе можно с помощью Центра поддержки экспорта Хабаровского края


В 2020 году в регионе проведена реорганизация Центра поддержки экспорта Хабаровского края, работающего по принципу единого окна для экспортно ориентированных компаний региона. О работе центра и о предприятиях, ориентированных на внешние рынки, корреспондент «Приамурских ведомостей» поговорил с руководителем организации Анастасией Молоковой.


– Анастасия Юрьевна, скажите, на данный момент в Хабаровском крае сколько насчитывается экспортеров из числа субъектов малого и среднего предпринимательства?

– В 2020 году в крае осуществляли экспортную деятельность 224 предпринимателя. Сумма экспорта составила 722,3 млн долларов США. Это 40% от общей суммы краевого экспорта, которая составляет 1,8 млрд долларов США.

С помощью центра экспорта предприятиями края в 2020 году заключено 42 экспортных контракта на общую сумму 12 млн долларов США. Это очень хороший результат.


– Какова основная цель вашей организации?

– Стимулирование развития экспортной и внешнеэкономической деятельности предприятий и организаций Хабаровского края, а также оказание информационной, аналитической, консультационной и организационной поддержки для выхода на международные рынки.

Хотелось бы отметить, что наш центр – это региональный проект, учредителем которого является министерство экономического развития Хабаровского края, а куратором – АО «Российский экспортный центр». Формально центр существует с 2011 года. Но с каждым годом предприятий-экспортеров становилось все больше и потребность в поддержке предпринимателей, ориентированных на внешние рынки, возрастала. По этой причине в 2020 году наша структура стала самостоятельной организацией. Был подобран штат специалистов по внешнеэкономической деятельности (ВЭД), и мы вышли на путь реализации сверхзадач в сфере поддержки экспортеров в Хабаровском крае.

Результат по показателям годовой работы – количество заключенных экспортных контрактов и объемы поддержанного экспорта – превзошел все ожидания. За короткий период времени нам удалось сформировать экспортное сообщество в регионе.

Сейчас на сопровождении в центре экспорта находятся более 250 компаний.

Вместе с региональным бизнесом мы идем к конкретному результату – реализации товаров и услуг, производимых в регионе, на зарубежных рынках.


– Кто и на каких условиях может получить поддержку центра?

– Поддержку могут получить юридические лица Хабаровского края, которые состоят в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства и не находятся в процессе банкротства, ликвидации или реорганизации.

Для вышеперечисленных категорий бизнеса услуги центра бесплатны, за исключением пяти, которые предоставляются на условиях софинансирования.

Центр поддержки экспорта берет на себя 80% затрат при создании интернет-сайтов на иностранных языках, проведении маркетинговых исследований, обучении по акселерационным программам и при сертификации продукции. Также мы финансируем на 70% регистрацию торговых наименований.


– Преимущественно в какие страны и что именно поставляют экспортеры Хабаровского края?

– Традиционно это КНР, Республика Корея, Япония, Казахстан. Сейчас активно развивается такое направление, как страны Юго-Восточной Азии, например Вьетнам. Туда наши предприниматели поставляют пищевую продукцию и продукты лесопереработки.

Предприятия края доказали свою конкурентоспособность на внешнем рынке. Товары наших компании легкой промышленности получили высокую оценку за рубежом. Например, свадебные и вечерние наряды одной из фирм теперь продаются в Европе, США, Саудовской Аравии.

Хабаровские IT-специалисты пишут программное обеспечение для крупных японских корпораций, оказывают услуги по настройке IP-телефонии в странах Европы и США.

Одна из фирм, разработавшая устройство инерционного захвата движения, которое может использоваться в области автоматизации процессов производства, медицине, киноиндустрии, нашла свою нишу в странах Азии.

Анимационная студия из Хабаровска создала мультфильм и продала право на его показ в КНР и Республику Корея, где он транслируется на центральных каналах.

Широким спросом со стороны иностранных покупателей пользуется продукция компаний лесопромышленного комплекса (топливные гранулы и пиломатериалы поставляются в Республику Корея, Таиланд, Японию, КНР), пищевой промышленности (кондитерские изделия, соки, детское питание и БАДы из водорослей продаются на рынках Вьетнама, Казахстана, КНР), химической промышленности (удобрения на основе сапропеля и торфа, полиэтиленовая упаковка пользуются спросом в Республике Корея, Арабских Эмиратах).


– В связи с пандемией стал ли региональный бизнес больше продавать онлайн? Ваш центр оказывает какие-то виды поддержки в этом направлении?

– Безусловно. В первую очередь мы берем на себя расходы по созданию витрин на электронных торговых площадках. Под ключ делаем аккаунт на площадке, обеспечиваем его настройку, рекламное и маркетинговое продвижение в течение года.

Кроме того, предприниматель бесплатно проходит обучение по работе с аккаунтом. Экспортерам остается только активно заниматься торговлей, реагировать на поступающие запросы, заключать контракты и осуществлять отгрузки. По сути, наш клиент получает готовый механизм для ведения бизнеса за пределами России. Наши предприниматели торгуют на таких маркетплейсах, как Alibaba, Allbiz, eBay, Etsy и Fordaq. Последняя площадка специализируется на продукции лесопромышленного комплекса.

Стоит отметить, что компании, которые вовремя ушли в электронную коммерцию, хорошо перенесли коронакризис и сейчас чувствуют себя достаточно стабильно.

Всего онлайн-торговлю благодаря поддержке нашего центра на зарубежных рынках освоили 36 региональных компаний. Это и оптовые поставщики продуктов питания, хендмейдеры, лесоперерабатывающие компании и многие другие.


– Чтобы начать работать на внешних рынках, насколько важно в штате компании иметь специалиста, знающего язык страны-импортера?

— Это важно. На первых этапах мы, конечно, оказываем всестороннюю поддержку, ищем партнеров за рубежом, сопровождаем переговорный процесс, занимаемся пересылкой образцов продукции. Но при этом компания должна быть полностью включена в этот процесс.

Поэтому мы настоятельно рекомендуем, чтобы даже в начале пути на предприятии был сотрудник со знанием английского языка.


– По итогам прошлого года какие предприятия-экспортеры Хабаровского края можно назвать лучшими в сферах промышленности, АПК, услуг, торговли?

– По итогам 2020 года лучшим экспортером в сфере промышленности стало ООО «Восточная торговая компания», занимающееся лесопереработкой. В номинации «Экспортер года в сфере услуг» победила туристическая компания ООО «Портал сезонов», специализирующееся на организации туров по Хабаровскому краю для гостей из стран Азии. ИП Петренко Н.В., производящий оздоровительные комплексы на основе бурых водорослей, стал победителем в сфере агропромышленного комплекса, а ООО «Лаунд Энерго», имеющее собственную торговую марку в Китае, – в номинации «Трейдер года».


– Несмотря на сложную для внешней торговли ситуацию с коронавирусом, кто-то из наших предпринимателей вышел на какие-то сложные или экзотические рынки?

– Могу отметить компанию «Новопак», которая сейчас ведет переговоры с партнерами из Арабских Эмиратов по поставке пищевой пленки ПВХ. ООО «Рустранс-ДВ» в 2020 году начало продавать пеллеты сразу в несколько стран мира, в том числе в Таиланд – редкий для Хабаровского края рынок.


– На сколько процентов можно считать освоенным экспортный потенциал Хабаровского края?

– Экспортный потенциал любого региона нашей страны – безграничен и в большей степени зависит от амбиций бизнес-сообщества и от того, насколько оно готово развиваться и масштабироваться.

Предпринимателю можно в любой момент задуматься о выходе на зарубежный рынок, даже если предприятие было создано вчера.

Сегодня, в силу развития электронной коммерции, каждая третья сделка в мире осуществляется через маркетплейсы (платформа электронной коммерции, онлайн-магазин электронной торговли). 60% потребителей покупают товары на международных площадках. Эти цифры говорят о многом.


– Можно считать негласной задачей центра формирование у предпринимателей амбиций экспортера?

– Конечно. Наша задача – информировать каждого предпринимателя и предложить еще один инструмент развития, рассказать о новых возможностях ведения коммерции или предоставления услуг за рубежом, показать, что экспорт – это удел не только крупного бизнеса. Возможность выйти на внешний рынок сегодня есть у каждого, а Центр поддержки экспорта Хабаровского края в этом поможет.


Записал Алексей МАРТЫНОВ

Просмотров: 15

Недавние посты

Смотреть все